Бизнес с умом

Как можно превратить сельское хозяйство в интеллектуальный и технологичный бизнес

Практически каждый день бизнесмена Александра Пасюка сегодня начинается в полях в прямом смысле этого слова. Александр — один из руководителей компании «АгроБайкал», крупного российского поставщика кормов, семян и зерновых в Иркутской области. Он рассказывает: у аграриев всегда «горячая» пора, даже если на улице наступает холодное время года. 

Кроме того, несмотря на кризис, довольно бойко идут продажи семян и зерновых. Благодаря тому, что упор в стране делается на импортозамещение, внутренний спрос на сельскохозяйственную продукцию растет. Так, выручка «АгроБайкала» только за последний год увеличилась на 20%. Каждый день Александр Пасюк анализирует поступающие отчеты по продажам и уже планирует, как развивать бизнес в следующем сезоне: приобрести новое оборудование и технику, попробовать разводить новый вид культур или, может быть, освоить новые ниши, скажем, овощное растениеводство…

«Когда мы только начинали, наверное, толком не верили в успех. Идея бизнеса пришла в голову одному из партнеров и показалась нам даже странной, — делится предприниматель. — Но мы всегда стремились развивать нетривиальные бизнесы, где можно приложить голову и знания». Александр является не только менеджером компании, но и собственником (ему также принадлежит доля в бизнесе), поэтому он живо рассказывает историю «АгроБайкала», помня все до мелочей.

История одного тендера

История «АгроБайкала» началась 5 лет назад с этой самой «странной» идеи и удачно подвернувшегося тендера администрации Иркутского района на аренду 4500 гектаров сельскохозяйственных земель неподалеку от Иркутска (села Мамоны, Максимовщина и Малая Еланка). Общая стоимость лота составила порядка 27 тыс. рублей, и по окончании срока аренды земли можно выкупить. Компания «АгроБайкал» выиграла тендер, и партнеры-соучредители принялись за активную работу.

На момент запуска проекта земли не обрабатывались несколько лет, основная часть из них была заброшена. «То, что большая часть земель не использовалась, даже неплохо, земля отдохнула, — рассказывает Александр Пасюк. — Но ввести ее в оборот, поднять — на это потребовались деньги и время». Кроме того, на некоторых участках китайцы одно время выращивали овощи, эти земли были сожжены химикатами настолько, что на них впоследствии не выросли даже сорняки. Чтобы восстановить их, пришлось приложить немало усилий.

Темпы развития у «АгроБайкала» динамичные: за 5 лет работы введено в оборот уже 3300 га, и в следующие 4-5 лет планируется ввести еще 400-500 га. Оставшиеся земли — это овраги, перелески, не пригодные для растениеводства.

Никакой химии

Бизнес «АгроБайкала» уникален тем, что это современное и поистине интеллектуальное сельскохозяйственное производство. В компании взяли за главное правило работы — не портить землю химией, сделав ставку на органическое земледелие и умную аналитику полей с помощью ИТ-технологий.

«Мы хотим добиваться урожайности не химическими удобрениями, а работая с землей с умом — другими словами, выращивая высококачественную продукцию с применением современных технологий, — поясняет Александр Пасюк. — Конечно, совсем пока от удобрений не отказались, но это в ближайших планах. И с вредителями, и с сорняками мы тоже боремся агротехническими, а не агрохимическими способами».

И, конечно, технологии. Впрочем, и здесь у «АгроБайкала» особый подход — принцип необходимости и достаточности. Оборудование практически все новое. Все единицы техники  и транспорта предприятия оснащены GPS-навигацией, поля оцифрованы, и главный агроном видит, как работает техника, анализирует земли и урожаи в компьютере. При этом в компании считают, что не нужно внедрять автоматизацию ради автоматизации, технологию — ради технологии.

«Мы считаем, что любое оборудование, новые разработки должны быть оправданны и целесообразны, — поясняет Александр Пасюк. — Скажем, в 2014 году мы построили зерноочистительный комплекс, в котором установили отечественное оборудование. Можно было закупить и иностранное, но посчитали, что для наших объемов нет в этом необходимости. Техника отличная и в то же время одна из дешевых. А вот сушильное оборудование у нас одно из самых дорогостоящих на рынке, потому что технология, которая применяется в этом оборудовании, не имеет аналогов в мире, и для нашего производства она самая подходящая».

Чудо-агроном

У «АгроБайкала» есть и свой особенный секрет успеха, который кроется не в новейших технологиях и не в современном оборудовании, а в человеческом ресурсе. Это талантливый и опытный главный агроном Николай Петрович, который буквально творит чудеса с землей. За 5 лет работы «АгроБайкал» не только запустил в оборот практически все земли, но и увеличил объемы производства в несколько раз, а выручка выросла более чем в 2 раза.

В 2015 году «АгроБайкал» получил сертификат семеноводческого предприятия, который означает соответствие бизнеса компании самому высокому технологическому уровню. Семена «АгроБайкала» — премиального качества, причем компания зачастую предлагает их на рынке дороже установочной цены и, тем не менее, продает все.

«Без хорошего агронома в сельскохозяйственном бизнесе просто нечего делать, а уж тем более ставить задачи по вводу новых земель, — говорит Александр Пасюк. — Поэтому еще на старте бизнеса мы долго выбирали и, наконец, нашли такого специалиста». С ним предприниматель планирует и дальнейшее развитие бизнеса, расширение продуктовой линейки, повышение объемов производства и т.д.

Финансовый партнер

Конечно, запуск столь масштабного проекта невозможен без надежного финансового партнера, которым для компании выступил РСХБ. «АгроБайкал» кредитуется в РСХБ с самого начала ведения бизнеса по проектному финансированию. «Россельхозбанк очень помогал нам все эти годы: при его поддержке мы внедряли новое оборудование, строили сушильный комплекс, закупали транспорт и т.д.», — говорит предприниматель.

Есть и планы на будущее.

Например, «АгроБайкал» хотел создать на своей базе агропромышленный парк, центр для сбора, распределения и хранения овощей и фруктов в масштабах Иркутской области. Такой центр стал бы посредником между фермером, который вырастил овощи, и розничным магазином, который их покупает и продает конечному потребителю, и позволил бы компании стать фермерским предприятием, предлагающим широкую линейку потребительской продукции: овощи, сыры, йогурты, мясные полуфабрикаты и др. Однако пока этот проект приостановлен, сетует Александр. «Тема интересная, но очень финансово емкая, пока она заморожена, но мы надеемся к ней вернуться», — подытоживает предприниматель.

конкурс

Бизнес-успех

Россельхозбанк совместно с РБК запускают конкурс для малого бизнеса. Расскажите свою историю успеха, сформулируйте свои правила динамичного развитития и получите призы от РБК. Участвуйте в конкурсе и заявите на всю страну, что ваш бизнес - это ваш успех!

  • Ответьте на вопросы
    и заполните анкету

  • Расскажите друзьям,
    позовите их проголосовать

  • Ждите результатов голосования
    и выбора жюри