Это мое дело: что такое свой бизнес и почему предпринимателю важно думать о других людях

Материал подготовлен по результатам интервью с тренерами компании Business Relations

Этим летом Даша, официантка небольшого ресторана в центре Москвы, отмечает юбилей — десять лет в профессии. Она встречает эту дату радикально: «Я увольняюсь. Все-таки десять лет, пора двигаться дальше». Долгое время Даша получала удовольствие от этой работы: удобный график, хорошая команда, приличная зарплата. Но в последнее время она почувствовала, что больше отдает, чем получает: общение с посетителями стало эмоционально изматывать, а не заряжать энергией, как раньше. «Да и колени болят», — улыбаясь, добавляет она.

фото:gettyimages.com

По отношению к работе, к жизни в целом тренер Михаил Москотин дает следующую классификацию: «Есть три модели: заключенные, курортники и партнеры. Заключенный живет в модели, где всё — иллюзия. И его иллюзия в том, что выбора нет. Даже люди, имеющие свой бизнес, могут быть „заключенными“, когда то, что они делают, им в тягость. „Жизнь — боль, Миш“, — так они мне говорят. Вторая модель — „курортник“; он больше потребитель и живет по принципу „дайте мне“. Соответственно, и к делу своему он относится как курортник: не выкладывается на полную, думает в первую очередь о своих потребностях. Третья модель — партнерская, или игровая; человек здесь игрок. Он сам выбирает свой путь. И даже если у него кризис или банкротство, он продолжает свое дело, потому что это его выбор».

Для того чтобы сменить непродуктивную модель «заключенного» на модель «игрока», например, в первую очередь нужно заметить, что ты в ней находишься, считает коуч. «Рыба не понимает, что находится в воде, пока ее из воды не достанут. Та самая пресловутая зона комфорта», — со знанием дела отмечает он.

По статистике, на сегодняшний день, отмечает Москотин, людей, живущих в модели «заключенных», 73%, а пять-семь лет назад их было 80%. Этим летом еще одним «заключенным» в Москве стало меньше: Даша с друзьями открывает небольшой интернет-магазинчик.

«Свой бизнес — это история, которая тебя вдохновляет, это то, от чего тебя прет, и то, ради чего ты просыпаешься рано утром. И это вопрос не бизнеса как такового, а отношения к нему», — уверен Михаил Москотин.

Тем не менее новейшая история предпринимательства в России началась не так давно, и большинство первых новых русских предпринимателей были движимы не мечтой, а гораздо более простыми вещами. «На мой взгляд, люди занимаются бизнесом в точном соответствии с пирамидой Маслоу. Если задача — прокормить свою семью, то они ищут хорошо оплачиваемую работу или же, как, например, было в девяностых, идут в предпринимательство, — делится многолетним опытом работы Иван Маурах. — Прежний мир, где у них была стабильная работа, тринадцатая зарплата, санаторий летом и школа для детей, рухнул. И единственным ответом на вопрос „Как прокормить семью?“ стал свой бизнес».

В постперестроечной России было не так много альтернатив: либо работа за копейки, либо неизвестный ранее путь бизнесмена — сначала челночество, потом палатка или ларек, потом еще одна палатка и так далее. «В то время большинство людей начинали свой бизнес именно из такого насущного требования — выживания, — рассказывает Маурах. — Кто-то более, кто-то менее успешно, но эту стадию выживания преодолевали, и те, кто преодолел ее успешно, освоил этот уровень и закрыл для себя вопрос материального выживания, двигались дальше».

Именно эти ветераны российского предпринимательства каждый раз убеждают тренера и предпринимателя Владимира Герасичева в том, что свой бизнес — это жизнь. «Для меня это однозначно так. Также свой бизнес — это возможность быть полезным другим людям. Со временем это стало основой моей философии: любой успешный бизнес делается не ради зарабатывания денег, а для людей», — рассказывает Герасичев.

Владимир Герасичев приводит в пример рестораторов Аркадия Новикова и совладельца «Кофемании» Игоря Журавлева. «Фокус этих предпринимателей — вовне, их проекты ориентированы на людей. Если бы это было иначе, в их рестораны просто никто бы не ходил», — отмечает он. В продолжение этой мысли Владимир приводит пример из другого бизнеса и другой культуры — отбор на позицию бортпроводника в одной из лучших в мире авиакомпаний Thai Airways. «Всех собирают в большом зале. Так как никто из претендентов не знает, каковы критерии отбора, все по очереди выходят на сцену и рассказывают о себе: где учились, что умеют, какие они замечательные. Всё это длится достаточно долго, так как людей очень много. Когда я узнал, на что именно обращают внимание представители компании, я был в шоке. Камеры установлены не на сцену — им всё равно, что говорят люди со сцены, — а в зал. И эйчары выискивают тех претендентов, которые в течение всего этого времени сидели на краешке стула и внимательно слушали всех, кто выходил на сцену. И таких людей единицы. Этот отбор показывает, что личностные качества этих людей позволяют им долгое время в перелетах быть внимательными и сфокусированными на клиентах. И, возвращаясь к вопросу о своем деле, если вы так устроены, что вам не важны и не интересны окружающие люди, постарайтесь хотя бы подумать о том, чем вы можете быть им полезны. Бесспорно, материальная прибыль — это то, что отличает бизнес от благотворительности, но если вы изначально делаете бизнес с фокусом только на себе и на вашей компании, то лучше от этой идеи отказаться. Потому что залог успеха любого бизнеса — это удовлетворение потребностей своего клиента», — советует Владимир Герасичев.

Идеальное сочетание причин для начала собственного бизнеса следующее: «Это интересно лично вам, это нужно людям, люди готовы за это платить, — считает коллега Герасичева, тренер Галина Кушнарева. — Если что-то одно из этого выпадает, то конструкция слабеет. Например, это приносит вам большое моральное удовлетворение, это нужно другим людям, но они не готовы за это платить. В таком случае это прекрасная история про хобби, но не про бизнес».

Небольшой бизнес, которым собирается заняться Даша с друзьями, достаточно конкурентен, но ее это не пугает: это совершенно новая область, что, напротив, наполняет ее энергией и энтузиазмом. А о том, что такое работа с клиентами, она знает не понаслышке — десять лет не прошли даром.

конкурс

Бизнес-успех

Россельхозбанк совместно с РБК запускают конкурс для малого бизнеса. Расскажите свою историю успеха, сформулируйте свои правила динамичного развитития и получите призы от РБК. Участвуйте в конкурсе и заявите на всю страну, что ваш бизнес - это ваш успех!

  • Ответьте на вопросы
    и заполните анкету

  • Расскажите друзьям,
    позовите их проголосовать

  • Ждите результатов голосования
    и выбора жюри