Бизнесмен на зарплате: как быть предпринимателем на наемной работе

Материал подготовлен по результатам интервью с тренерами компании Business Relations

Девушка-бариста в маленькой кофейне вот уже минут пять с энтузиазмом отвечает на вопросы придирчивого клиента:

— Сырные печеньки более соленые. Шоколадные самые популярные, к нам одна девушка регулярно только за ними и приходит — кофе пить не пьет, а печеньки эти всегда покупает.

Посетитель всё еще в раздумьях. Сосредоточенно смотрит на упаковку:

— А консистенция у них какая? Они рассыпчатые или более мокрые?

— Вы знаете, как вяленые бананы — они такие, тягучие немножко.

Клиент берет кофе, пачку печенья и уходит, девушка довольно улыбается. Никаких бонусов с продажи печенек она не получает, у нее здесь фиксированная зарплата, которая помогает ей покрывать расходы на студенческую жизнь.

«Даже если ты работаешь на дядю за зарплату, работай так, словно это твой бизнес», — поддерживает такой подход тренер по личной эффективности Михаил Москотин. Главная боль — на младших позициях, считает он, это парадигма «прислуживать и продавать — стыдно». Поэтому люди, работающие на «стыдной» работе, руководствуются логикой: «Я здесь временно, я сейчас окончу университет и не буду здесь работать». Воспринимая работу как вынужденную, человек просто «отбывает срок». «От этого и эффективность низкая, и удовлетворения от работы нет», — делится наблюдениями тренер.

Другое дело, если работа вовсе не «стыдная» (по представлениям большинства по крайней мере). Например Сергей. За двенадцать лет наемной работы он дослужился до регионального директора по продажам крупной транснациональной компании. Отдельный кабинет, секретарь, корпоративный автомобиль, регулярные командировки. Если интерьер офиса переставал его вдохновлять, ему проводили полный редизайн за счет компании, вплоть до настольной лампы и дверных ручек. За время работы на этого «большого дядю» Сергей полностью обустроил свою жизнь: квартира, машина, дача, путешествия. Но чего-то не хватало. И он стал готовить тортики. Сам, своими руками, жадно изучая новые рецепты и последние кондитерские тенденции. Он ушел с работы и открыл магазин, который вскоре стал лучшим в городе. Его секрет успеха миллион раз напечатан во всех мыслимых и немыслимых руководствах о том, как его, успеха, добиться: занимайся тем, от чего у тебя захватывает дух. Раньше Сергея захватывала карьера по найму, теперь — собственноручно приготовленные сладости.

«Приверженность к самовыражению, к целям, которые лежат вне бытового обихода, — всё это характеризует человека, который способен сделать то, чего раньше никто никогда не делал, — объясняет этот механизм пассионарности тренер по личной эффективности Иван Маурах. — Большинство людей живут с идеей, что другие — те, кто способен преуспеть в бизнесе, в спорте, в карьере, — выдающиеся, не такие, как все. Мое мнение: нет выдающихся людей — есть выдающиеся обязательства, которые человек принимает».

Обязательства — это выбор, который мы совершаем каждый день, каждую минуту. Посидеть в интернете или сконцентрироваться и дописать текст. Приготовить для друзей ужин или обойтись бутербродом в одиночестве. Ответить на важное письмо от клиента или продолжить «обдумывать ответы», лежа на диване.

фото:gettyimages.com

Важно не путать понятие «обязательства» с понятием «желания», подчеркивает Маурах: «Люди очень часто не достигают того, чего, казалось бы, хотят больше всего на свете». Ведь путь к реализованным желаниям лежит через череду обязательств. Десяток-другой довольных клиентов с рутинными заказами — это один большой, который принесет вам заказ мечты. Три месяца тренировок — это уже заметно рельефное тело. Несколько прочитанных книг — это захватывающий разговор с теми, кто интересуется этой же темой. Тот самый путь в тысячу миль, который начинается с первого шага. С первого довольного клиента, который всё-таки купил печенье, с первого тортика, который был приготовлен поздним вечером после работы.

«„Я хочу“ — это детсадовская вещь. „Выбираю“ — это уже более осознанный подход, — объясняет Иван Маурах. — Если человеку, который сидит на лекции, например, задать вопрос: „Чего ты хочешь?“, — он может ответить: „Хочу мороженое, хочу на море, хочу спать“. Другой вопрос: „Что ты выбираешь?“ Он выбирает сидеть на этой лекции, „въезжать“ в какие-то новые для себя вещи, получать полезные знания. Когда люди разделяют эти два понятия, они обретают силу. „Хочу“, не подкрепленное соответствующим выбором, — это пустые желания, пустые эмоции. Спортсмен, который каждый день рано утром в любую погоду — снег, дождь, слякоть, жара — идет на тренировку, вряд ли ХОЧЕТ на нее идти, но он это ВЫБИРАЕТ и поэтому встает каждое утро и идет».

Собственно, поэтому каждый день работы по найму, который вы выбрали сознательно и со страстью, — это день работы на себя, а не «на дядю».

«Что такое счастье? Или радость? Это рост, — убежден генеральный директор и тренер по личной эффективности Business Relations Владимир Герасичев. — Ведь жизнь — это эскалатор, который идет вниз, нравится нам это или нет. Если вы стоите, вы идете вниз. Если вы хотите получать удовольствие и счастье, вы должны двигаться вперед. А чтобы двигаться вперед, нужно брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на эскалатор».

конкурс

Бизнес-успех

Россельхозбанк совместно с РБК запускают конкурс для малого бизнеса. Расскажите свою историю успеха, сформулируйте свои правила динамичного развитития и получите призы от РБК. Участвуйте в конкурсе и заявите на всю страну, что ваш бизнес - это ваш успех!

  • Ответьте на вопросы
    и заполните анкету

  • Расскажите друзьям,
    позовите их проголосовать

  • Ждите результатов голосования
    и выбора жюри