Бизнес в сети

Сегодня в онлайн-режиме купить можно всё: от вещей и бытовой техники до продуктов и ресторанных блюд, от детского питания и игрушек до смартфонов и путешествий. И главное — популярность интернет-покупок растет, электронная торговля развивается во всем мире, и Россия не исключение. Интернет, пожалуй, одно из самых перспективных направлений бизнеса. Только интернет-магазин нужно правильно организовать и продвигать.

Преимущества цифрового мира

По итогам 2015 года объем российского рынка интернет-торговли составил около 760 млрд рублей, а в 2016 году, по оценкам экспертов, оборот в отрасли превысит 800 млрд рублей. Прогноз по темпам роста цифровой индустрии в текущем году — около 15–20%. Мировой же рынок уже приближается к 1,2 трлн евро, прирастая из года в год как минимум на 25%.

Несмотря на то, что в целом покупательская способность россиян уменьшилась и упал спрос на многие товары и услуги, в интернете продажи по большинству направлений растут. Конечно, большую роль играет эффект «низкой базы»: с каждым годом становится в разы больше людей, предпочитающих интернет-покупки реальному шопингу. Если сравнивать ситуацию с той, что была, скажем, 5–10 лет назад, разница будет колоссальная.

Сегодня даже люди, привыкшие приобретать товар в магазине, сначала идут в интернет, изучают характеристики товара в сети и уже затем либо всё же покупают его онлайн, либо доезжают до физической торговой точки. По подсчетам «Яндекс.Маркет», порядка 18% россиян вообще совершают покупки со смартфонов. Таким образом, увеличивается проникновение технологий, многие люди на стационарных компьютерах исключительно работают в офисах, поэтому предпочитают быстро купить что-то, скажем, по дороге на работу, стоя в пробке.

Безусловно, если изучать ассортиментный ряд интернет-магазинов, в силу нестабильности в экономике происходит смещение спроса в сторону недорогих товаров, эконом-услуг и т. д. Поэтому, развивая интернет-бизнес, обязательно учитывайте изменение потребительских предпочтений в этом ключе. Успеха смогут добиться те фирмы, которые смогут оперативно перестроить ассортимент и все процессы для удобства своих клиентов.

Плюсы цифрового бизнеса

Организация бизнеса в сети имеет массу преимуществ и направлений для экономии расходов.

Во-первых, вы можете существенно снизить расходы на офис, открыв его в любой удаленности от транспортных развязок. В принципе, можно торговать по всей России, в Москве, да где угодно, а ваш офис может располагаться хоть на Камчатке.

Во-вторых, вам не нужно тратить средства на открытие «реальных» точек и, собственно, аренду площадей под это.

В-третьих, вам потребуется минимум постоянных сотрудников: тех же курьеров вы сможете набирать по мере роста продаж или обратиться к профессиональной курьерской доставке, а на старте можно обойтись парой человек.

Организуем эффективный интернет-магазин

Перед тем как открыть интернет-магазин, вам нужно решить два ключевых вопроса: что продавать и в каком формате будет работать ваша торговая точка.

Стратегию продажи можно построить в трех вариантах.

Во-первых, продавать что-то стандартное, на что спрос на рынке будет всегда. Например, недорогую одежду, игрушки, мобильные телефоны, книги и проч.

Во-вторых, продавать что-то специфическое, но в чем вы являетесь профессионалом. Вы уверены, что на это есть спрос, и понимаете, где найти целевую аудиторию. Например, какое-то сложное энергетическое оборудование для дачных домов, надувные бассейны, стройматериалы и проч.

В-третьих, можно «изобрести велосипед» и начать продавать что-то совсем новое для рынка. Так сказать, найти «голубой океан». Шансы на успех здесь так же высоки, как и на провал. В качестве уже реализованных успешных кейсов такой стратегии можно привести интернет-магазин настольных игр «Мосигра», интернет-магазин продуктов «Утконос» и др. Найти неосвоенный рынок довольно сложно, но возможно.

Что касается формата интернет-магазина, то стандартный магазин включает в себя продажу конкретного ассортимента, склад для хранения товаров, логистику от поставщиков на склад и оттуда — клиентам, сервисное обслуживание и т. д. То есть полный цикл торговых бизнес-процессов. Магазин может быть и в «легком» формате. В этом случае у вас есть сайт и колл-центр (либо электронная заявка), где принимаются заказы. Получая заказ, магазин оперативно ищет товар по своим поставщикам, приобретает по более низкой цене и транспортирует товар клиенту. В таком формате магазина предусмотрен минимум персонала, однако, если количество заказов растет, справиться с логистикой становится сложно. И, конечно, интернет-магазин можно открыть как часть реального бизнеса, в дополнение к уже существующему (или параллельно открывающемуся) магазину.

Минимальный штат для интернет-магазина: операторы колл-центра, менеджеры по продажам, разбирающиеся в характеристиках товаров (они могут быть по совместительству операторами), курьеры, ИТ-специалисты для наполнения и поддержки сайта. Причем сэкономить есть возможность почти на всём. Например, доставку можно заказать в курьерской фирме (либо «Почтой России», если фирма работает по всей России). ИТ-поддержку также можно отдать на аутсорсинг. В полноценном интернет-магазине потребуются еще складские работники, штатные бухгалтеры и проч., то есть минимальный штат будет шире.

Ваша визитная карточка

Витрина интернет-магазина — сайт. Создать его можно самостоятельно, используя шаблоны и специальные программы для «чайников» (Nethouse, Ucoz, Setup и др.). Однако в этом случае вы рискуете создать «неработающий» сайт, то есть не продающий, не удобный для клиента. Предпочтительнее обратиться к программистам и дизайнерам, которые специализируются на подобных работах. Стоить это может от 10 тысяч рублей и выше. Также вам нужно будет купить домен (непосредственно название сайта в интернете) и хостинг. Домен обойдется в 500–1000 рублей в год, хостинг — 300–500 рублей в месяц. Не забывайте оплачивать хостинг, иначе ваши клиенты, зайдя на сайт, увидят «Домен не обслуживается».

«Идеи надо подглядывать на других рынках и в других странах, — рассказывает Роман Тарасенко, генеральный директор проекта Krostu.сom. — Надо путешествовать, знакомиться с новыми странами и бизнесами в этих странах. Брать и перенимать лучшие идеи, реализовывать их на территории России». Основная статья доходов проекта — консалтинг по продажам. «Свободных ниш в интернете сейчас больше, чем в любой другой сфере деятельности, — рассказывает Сергей Барышников, создатель Bigpicture.ru. — Надо просто искать». На свой сайт Bigpicture.ru он потратил 100 долларов, которые ушли на домен, первый месяц хостинга и услуги программиста. Сайт довольно быстро превратился в медиагруппу. Уже на второй месяц деятельности проект стал приносить деньги. Основная статья доходов — реклама, спецпроекты, мероприятия.

При этом надо понимать, что клиент сегодня становится всё более требовательным. Сайт должен быть максимально интуитивным, а покупки — от просмотра до отправки в «корзину» — должны быть простыми. К примеру, с учетом того, что многие сегодня совершают покупки со смартфонов, предусмотрите мобильную версию сайта магазина. Это преимущество и для клиентов, и для поисковиков. Для удобства просмотра делайте фото и видео своих товаров. Предложите клиентам разные варианты доставки. При регистрации на сайте презентуйте покупателям небольшие, но приятные бонусы.

Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется банковской картой. В интернет-магазинах люди также часто предпочитают платить кредиткой. Предложите своим покупателям выбор способа оплаты: наличными при доставке, банковской картой в интернете. Также довольно востребованы различные электронные кошельки: «Яндекс.Деньги», WebMoney и др. Но такие электронные платежные системы взимают комиссии, которые придется платить именно вам. На небольшом обороте размер комиссий может быть довольно большим, что неудобно на стадии развития бизнеса.

конкурс

Бизнес-успех

Россельхозбанк совместно с РБК запускают конкурс для малого бизнеса. Расскажите свою историю успеха, сформулируйте свои правила динамичного развитития и получите призы от РБК. Участвуйте в конкурсе и заявите на всю страну, что ваш бизнес - это ваш успех!

  • Ответьте на вопросы
    и заполните анкету

  • Расскажите друзьям,
    позовите их проголосовать

  • Ждите результатов голосования
    и выбора жюри