Амбиции к росту

Японцы славятся умением вести эффективный бизнес. Согласно их философии, экономически нестабильное время — это время для перемен и покорения новых высот. Российские бизнесмены подтверждают этот постулат: сегодня на рынке масса примеров успешных стратегий, основанных на внедрении новых технологий, трансформации бизнеса, оптимизации расходов, а также освоении новых ниш.

Конечно, не всегда малый и средний бизнес (МСБ) необходимо развивать до крупного. Специфика малого бизнеса как раз и состоит в том, чтобы уметь оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации и спроса потребителей. Малый бизнес гибкий, и ему легче подстраиваться. С другой стороны, если предприниматели не стремятся к росту и развитию до масштабов крупной компании, могут возникнуть структурные диспропорции в экономике, когда преобладает малый бизнес, а крупных предприятий совсем немного. Такая ситуация опасна, ведь инвестировать в МСБ (малый и средний бизнес — прим. ред.) гораздо сложнее и рискованнее, чем в крупные компании. Примером может служить Италия, где вклад МСБ в ВВП страны составляет 80%.

Внедряем новые технологии

По прогнозам компании IDC (International Data Corporation), к 2018 году глобальные расходы предприятий среднего и малого бизнеса на технологии превысят рекордную отметку в $680 млрд. Однако они готовы платить только за то, что им действительно нужно, что решает конкретные задачи их бизнеса и учитывает отраслевую специфику компании, и в этом возможность снизить затраты на внедрение таких решений.

«Можно выделить несколько групп решений, которые бизнес мог бы использовать более активно для своего развития, — говорит Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ. — Во-первых, это использование облачных сервисов, позволяющих снизить затраты на IT-специалистов и одновременно повысить и качество, и скорость реагирования, что крайне актуально в условиях высокой конкуренции. Во-вторых, это более активное использование digital-каналов и big data для анализа своей целевой аудитории и ее сегментирования». «Сегодня для МСБ (малого бизнеса и среднего — Прим. ред.) открывают огромные возможности мобильные устройства и облачные решения, которые позволяют совершенствовать продукцию, оптимизировать стратегию ее распространения и привлекать новых клиентов, — продолжает Илья Юрьев, заместитель генерального директора „SAP СНГ“. — Также, если компаниям необходимо оптимизировать работу склада для контроля поставки и получения товаров в необходимом количестве и в срок, они могут использовать специальное решение по управлению складом, которое в том числе будет работать с мобильных телефонов сотрудников, что позволит в режиме реального времени следить за процессами. Кроме того, для повышения качества продаж существуют CRM-решения, помогающие управлять лояльностью клиентов: обрабатывать входящие звонки или заявки с сайта, анализировать информацию о клиенте, историю взаимоотношений с ним с возможностью делать персонализированное предложение».

Показательным примером технологического успеха малого бизнеса можно назвать, например, сеть пиццерий «Додо Пицца». Основатель сети решил управлять бизнесом и активно развивать его с помощью технологий. Все эти бизнес-процессы в сети объединены в информационной системе Dodo IS. Когда поступает заказ на пиццу, Dodo IS сразу же отправляет его на ближайшую к заказчику производственную точку. Сотрудники кухни видят заказ в специальном приложении на своих планшетах, начинают готовить и далее отмечают каждый этап приготовления пиццы вплоть до времени получения ее клиентом. «Умная» система позволяет соблюдать высокий стандарт обслуживания: доставка готового заказа не более чем через час. Также система используется для решения организационных задач: управления персоналом, ведения графика работы сотрудников, складского учета, анализа работы сети. Также «умная» Dodo IS, например, может проанализировать спрос, выявить предпочтения клиентов и на их основе построить календарь изменений меню, изучить качество ингредиентов и выбрать лучших поставщиков. Всё это позволило «Додо Пицце» совершить гигантскую территориальную экспансию в России (Москва, Ростов, Таганрог, Тюмень, Челябинск и другие города) и за рубеж (США, Китай).

Оптимизируем расходы

Сокращение расходов — самый явный инструмент для управления бизнесом. Особенно это касается гибкого малого бизнеса, результаты которого могут меняться буквально за считанные дни. Оптимизация издержек, снижение их в тех направлениях и по тем статьям, которые позволят бизнесу расти в будущем, — умение талантливого предпринимателя.

Большинство бизнесменов перестраивают структуру с точки зрения оптимизации затрат. Например, в интернет-компании «Автоэксперты» для этих целей сократили штат, а ряд людей «подключили» по агентскому договору в качестве ИП. «Таким образом мы ушли от расходов на офис, содержание штата и т. д. Данная оптимизация позволила снизить операционные издержки на 30% и сосредоточиться на развитии бизнеса», — делится опытом Сергей Логинов, основатель и директор компании.

Тенденция экономить сегодня налицо, и некоторые предприимчивые бизнесмены не только снижают расходы, но и находят в этом свой успех. Например, в последние пару лет в России возник и бурно развивается рынок восстановления и купли-продажи б/у торгового и холодильного оборудования. В отрасли уже работает ряд компаний, которые скупают различное оборудование и восстанавливают, моют, красят его под заказ клиентов. Пока падает спрос на новую технику, эти фирмы вполне преуспевают, и перспективы индустрии огромны. Уже сейчас восстановленным оборудованием интересуются многие крупные заводы, производители, ритейлеры. Легко подсчитать, что в одной только розничной сети парк холодильников составит десятки тысяч единиц.

Открываем новые ниши

Еще один ключ к успеху в новое время — умение приспособиться к потребностям рынка в целом и каждого клиента в частности. «В России нет кризиса, это новая действительность, и нужно научиться в ней существовать, — говорит Иван Хмелевской, сооснователь и руководитель платформы InMyRoom.ru. — Решения, принимаемые для развития бизнеса, должны быть интересными, новыми и даже смелыми. Базовые процессы зависят от специфики самого бизнеса. Для товаров и услуг необходимо переходить на автоматизацию всех процессов, внедрение CRM и учитывать абсолютно каждого покупателя. Это новый уровень бизнеса, когда ценность не просто в абстрактной целевой аудитории, а в конкретном человеке, покупателе, пользователе». «Согласно Чарльзу Дарвину, выживают не самые сильные виды и не самые умные, а наиболее чувствительные к переменам; это относится и к малому бизнесу, — соглашается Ольга Стасевич. — Чтобы развиваться, предприятие и его руководство должны чувствовать ветер перемен и уметь следовать ему».

К примеру, InMyRoom.ru появился именно так. InMyRoom.ru — сайт и мобильное приложение о дизайне и декоре интерьера, построенные по концепции content-driven marketplace. Это ресурс с идеями, реальными товарами для покупки и поставщиками. Сегодня на этом сайте зарегистрированы более 120 тысяч пользователей, представлено около 50 тысяч товаров для дома, причем маркетплейс вырос на 400%. «В период, когда падает ритейл и привычки пользователей меняются, приходит новое поколение потребителей, которое привыкло покупать по-другому, набирают популярность форматы маркетплейса, — говорит Иван. — Возможность купить разные товары от разных поставщиков „в одном месте и в один клик“ и экономия времени привлекает пользователя больше, чем традиционный шопинг». Другой хороший пример — издательство деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер»: заметив на рынке спад спроса на бизнес-книги, они стали развивать направление ярких и качественных детский изданий.

Расширяем каналы продаж

Малый бизнес может вырасти до крупного и крупнейшего, например, расширяя каналы продаж и открывая для себя новые ниши для роста продаж. Эффективный инструмент для этого — облачная бизнес-сеть SAP Ariba. Это глобальная площадка закупок и продаж, которая объединяет около 1,55 миллиона компаний из 190 стран. В сети ежедневно оставляют 40 миллионов заказов, а число подключенных компаний-участников по всему миру уже составляет 2 миллиона, при этом порядка 1200 новых поставщиков добавляется каждую неделю.

«Главное назначение этого решения — простой и эффективный поиск поставщиков и партнеров по всему миру. Это уникальный инструмент для российских быстрорастущих компаний: с его помощью в несколько кликов можно вывести свой бизнес на новый уровень, — делится Илья Юрьев. — В среднем за год денежный объем операций в сети Ariba составляет более $540 млрд».

Участвовать в сети Ariba в качестве поставщика могут и отечественные компании. Для этого просто нужно подать заявку на портале http://sap-ariba.ru/. Причем начинать работу на платформе можно бесплатно. Фирма платит комиссию, только когда обороты через Ariba становятся весомыми в общем портфеле продаж. Порядка 90% поставщиков пользуются сетью бесплатно.

На стороне заказчиков — большинство крупнейших банков, фармацевтических компаний, телекоммуникационных корпораций, промышленных предприятий и т. д. По оценкам экспертов, участие в закупках на Ariba повышает продажи минимум на 10–20%.

Наши финансовые помощники

И, конечно, развитию бизнеса здорово помогают финансовые продукты. «Рынок финансовых услуг для малого и среднего бизнеса активно развивается и расширяется, — делится Ольга Стасевич. — Наиболее востребованными услугами являются РКО, переводы, зарплатные проекты и дистанционные банковские сервисы. За последнее время всё большую популярность приобретают пакетные решения, в рамках которых предприниматели получают комплексное обслуживание при более выгодной стоимости».

Конечно, далеко не все банки готовы иметь дело с малым бизнесом, тем более с развивающимся. Однако предложения есть. В Россельхозбанке (РСХБ) малый и микробизнес может получить кредиты как на пополнение оборотных средств, так и для решения инвестиционных задач — продукты банка предусматривают различные по суммам, срокам и целям кредитования условия. Можно привлечь средства как под залог недвижимости и основных средств, так и без обеспечения (овердрафт например). Ссуды доступны в том числе совсем небольшим фирмам и предпринимателям с годовым оборотом до 120 млн рублей. При этом у банка одна из самых больших региональных сетей, РСХБ широко представлен не только в крупных городах, но также в районных населенных пунктах, что немаловажно для малого бизнеса, особенно в АПК.

конкурс

Бизнес-успех

Россельхозбанк совместно с РБК запускают конкурс для малого бизнеса. Расскажите свою историю успеха, сформулируйте свои правила динамичного развитития и получите призы от РБК. Участвуйте в конкурсе и заявите на всю страну, что ваш бизнес - это ваш успех!

  • Ответьте на вопросы
    и заполните анкету

  • Расскажите друзьям,
    позовите их проголосовать

  • Ждите результатов голосования
    и выбора жюри