Актуально для бизнеса

Пока доля малого бизнеса в российской экономике составляет всего 23%. Для сравнения: в Германии этот показатель достигает 90%, во Франции — около 62%. Нашей стране есть куда расти в этом отношении. Поэтому экономисты уверены, что именно малые фирмы и активные предприниматели сегодня являются главным драйвером для развития экономики.

С одной стороны, в такое экономически нестабильное время малому бизнесу приходится нелегко: у него нет доступа к крупным объемам финансирования, большим сбытовым рынкам, экспорту. С другой стороны, сегодня есть масса примеров успешного бизнеса. По словам опрошенных РБК предпринимателей, сейчас изменились внешние и внутренние реалии: свое дело вполне можно вести и развивать, но стали иными тактические и стратегические задачи компаний, бизнес столкнулся с новыми вызовами времени. И многие из этих вызовов связаны не только и не столько с кризисными явлениями, сколько со структурными экономическими трендами.

Технологии малому бизнесу по плечу

Компания «SAP СНГ» совместно с Oxford Economics провела исследование, направленное на изучение актуальных вопросов для компаний среднего и малого бизнеса, их потребностей и целей. 45% опрошенных российских компаний из сегмента среднего и малого бизнеса стали больше внимания уделять расширению ассортимента предлагаемых продуктов, услуг и внедрению инноваций; 85% компаний (то есть большинство), понимая, что им необходимо выходить на глобальный рынок, уже завершили либо находятся в процессе трансформации своего бизнеса. А более трети респондентов считают, что развитие инновационной культуры на предприятии является приоритетом в их деятельности, направленной на преобразование бизнеса.

«Таким образом, очевидно, что на сегодняшний день небольшим компаниям важно повышать технологичность, которая позволит им оперативно реагировать на изменения рынка и спроса потребителей», — комментирует Илья Юрьев, заместитель генерального директора «SAP СНГ». Перемещаясь по миру, сложно управлять закупками с помощью телефонных звонков и визуального анализа прейскурантов в интернете. Выход на глобальный рынок с точки зрения продаж товара и закупок требует прежде всего более качественного описания бизнес-процессов и соответствующих технологий для их автоматизации, таких как управление и расчет потребностей, управление закупками, поставками и отгрузками. Не менее важен и мобильный доступ к информации. «Данный функционал сейчас очень популярен среди пользователей, которые хотят получать доступ к отчетам, статусу выполнения заказов и т. д. не только с корпоративного ноутбука, но и с мобильного телефона, который всегда под рукой в дороге, на встрече или во время отпуска», — поясняет Илья Юрьев.

И на рынке сегодня уже есть решения именно для среднего и малого бизнеса, которые доступны на любых устройствах, в том числе смартфонах, что позволяет в режиме реального времени управлять бизнес-процессами из любой точки мира даже самой маленькой компании или предпринимателю.

«Для нас главная тенденция — появление сервисов, упрощающих жизнь бизнесу, — делится опытом Александр Кузнецов, генеральный директор компании „Ланит Диджитал“. — У нас, например, нет бухгалтера, нет кадровика, нет юристов. Мы делаем проекты хорошо и на этом зарабатываем деньги. А все формальности для нас решают онлайн-сервисы и аутсорсинг. И стоит это впятеро дешевле, чем нанимать собственный бэк-офис».

«Сегодня востребованы CRM-системы с интегрированным ведением учета продаж, склада, бухгалтерии, кадров, банковского обслуживания, — соглашается Сергей Логинов, основатель и руководитель компании „Автоэксперты“. — Сейчас оптимизируются и перестраиваются все процессы (продажи, бухгалтерия, кадры), ведь потребитель товаров и услуг меняется, стремится экономить, соответственно, бизнес должен предлагать конкурентоспособные расценки или предоставлять уникальный сервис. Для этого надо всему малому бизнесу трансформироваться в сторону технологичности, онлайна».

В поисках грамотных кадров

В малом бизнесе на руководителя ложится сразу масса сопутствующих задач: не только собственно стратегия ведения своего дела, но и учет, товарооборот, маркетинг, работа с покупателями, подбор правильных людей. И, по словам предпринимателей, один из злободневных вопросов — поиск даже не денег для развития и роста, а эффективных кадров!

«Результаты наших исследований свидетельствуют об изменениях в структуре актуальных вопросов МСБ. Так, если в 2011 году предпринимателей в большей степени волновали административные и производственные издержки при ведении бизнеса, то в 2015–2016 годах на первый план выходят вопросы, связанные с поиском квалифицированных кадров», — делится статистикой Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ.

«В малом бизнесе все побочные функции обычно ложатся на владельца — генерального директора. Если не все, то уж точно большинство, — рассказывает Александр Кузнецов. — Но главный вопрос для нас сегодня — подбор грамотных кадров. Их просто нет! Казалось бы, кризис на дворе, но мы не можем найти профессионалов уже более полугода. Все „пробелы“ приходится закрывать самим, а это упущенная выгода и занятие руководителя неключевыми вещами. Ведь когда ты работаешь руками, ты перестаешь руководить, а в этом кроется колоссальная опасность для бизнеса в целом. Людей на рынке вроде бы много, но выбирать не из кого. Остается одно — растить людей самим. Поэтому костяк нашей команды работает вместе уже более шести лет в трех разных компаниях. Мы сами друг друга вырастили и ищем в команду таких же, как мы, готовых развиваться вместе с нами еще много лет».

Среди ключевых тенденций, по словам Ольги Стасевич, также можно выделить следующие:

• оптимизация издержек, проявляющаяся в снижении операционных издержек (например затраты на аренду, на операционный персонал) и т. д.;

• «интеллектуализация» бизнеса, поиск новых «точек роста». Мы наблюдаем, что предприниматели стали чаще концептуально пересматривать всю схему ведения бизнеса, начали более системно подходить к его организации. Больше времени теперь тратится на проработку бизнес-процессов, цепочек поставок, а также на изучение рыночной ситуации и целевой аудитории (маркетинг).

Финансовая подкованность

Но, конечно, одним из актуальных вопросов для малого бизнеса сегодня и всегда является получение финансирования — на стартапы, развитие бизнеса, крупные проекты, текущие нужды, покрытие кассовых разрывов и т. д. И здесь в последнее время прослеживаются положительные тенденции. За последние недели несколько кредитных организаций сообщили о снижении стоимости заемных средств. Кроме того, малому бизнесу сегодня доступны различные кредитные продукты.

Например, в линейке кредитов для малого бизнеса Россельхозбанка (РСХБ) есть банковские гарантии, кредиты на исполнение госконтрактов, инвестиционные кредиты на приобретение основных средств. При этом банк подходит гибко к вопросу обеспечения, скажем, под востребованные у небольших компаний банковские гарантии, что очень удобно.

«Востребованность тех же банковских гарантий колоссальная, — подчеркивает Александр Кузнецов. — Институт банковских гарантий для малого бизнеса очень нужен, иначе ни о какой конкуренции в государственных закупках и в закупках у крупных компаний речи быть не может».

«Актуальный для малого бизнеса вопрос — получение проектного финансирования либо финансирования с адекватной к потенциальной марже ставкой», — комментирует Михаил Лапушинский, руководитель и основатель «НДФЛки».

Также, по словам представителей РСХБ, у малого бизнеса сегодня востребована линейка кредитов на пополнение оборотных средств и микрокредиты.

Например, в РСХБ предприниматели могут получить кредиты на пополнение оборотных средств под залог товарно-материальных ценностей (ТМЦ) до 100% от суммы требуемого обеспечения; микрокредиты на длительный срок кредитования (до 3 лет) и овердрафты до 10 миллионов рублей без обеспечения; кредиты под индивидуальные цели предпринимателя; кредиты на инвестиционные цели и т. д.

Кроме доступа к финансированию, банки сегодня активно пользуются и другими финансовыми продуктами, и сотрудничество бизнеса и банков в этом плане растет и развивается.

Далеко не все кредитные организации готовы их предложить. «На самом деле даже базовый набор банковских услуг доступен далеко не каждому малому бизнесу! Мы зарегистрировали компанию меньше года назад и очень сложно искали банк для РКО», — сетует Александр Кузнецов. Но есть и активные в плане работы с малым бизнесом банки. Так, среди некредитных продуктов РСХБ, конечно же, следует отметить депозиты и продукты с возможностью начисления средств на остаток. Свободные средства предпринимателей в РСХБ могут работать, принося процентный доход. Процентная ставка устанавливается индивидуально в зависимости от суммы неснижаемого остатка и срока действия дополнительного соглашения и является очень привлекательной, если сравнивать со среднерыночными показателями.  В условиях постоянного риска отзыва лицензий у кредитных организаций представителям малого бизнеса очень важно держать деньги именно в надежном крупном банке с госучастием.

По оценкам экспертов, малый бизнес вообще легче, чем крупный и крупнейший, привыкает к меняющимся реалиям и довольно оптимистично смотрит в будущее. «Мы наблюдаем постепенную адаптацию малого и среднего бизнеса к новым экономическим реалиям, — рассказывает Ольга Стасевич. — В декабре 2015 года впервые начиная с конца 2014 года мы зафиксировали рост оптимизма среди предпринимателей. Появилась определенная уверенность в завтрашнем дне».

конкурс

Бизнес-успех

Россельхозбанк совместно с РБК запускают конкурс для малого бизнеса. Расскажите свою историю успеха, сформулируйте свои правила динамичного развитития и получите призы от РБК. Участвуйте в конкурсе и заявите на всю страну, что ваш бизнес - это ваш успех!

  • Ответьте на вопросы
    и заполните анкету

  • Расскажите друзьям,
    позовите их проголосовать

  • Ждите результатов голосования
    и выбора жюри